Развитие без границ
(096) 00 647 00
г. Новоград-Волинський
31.05.2018
Поделиться: 11
  • Facebook
  • Telegram
93904

Счеты: игрушка или учебное пособие?

Счеты – достаточно редкий предмет в современном мире. У многих людей при упоминании этого слова возникает ассоциация с магазинами советских времен. Продавцы старой закалки умели производить расчеты, не только используя костяшки, но и в уме.

Детские психологи и педагоги рекомендуют включить детские счеты в игровой арсенал ребенка. От простых упражнений пользы будет не меньше, чем от тематических развивающих занятий.

Что дает ребенку счет на счетах?

Счет на счетах для детей – это отличный способ развить интеллектуальные способности ребенка. Лучшего наглядного представления десятичной системы счисления, чем счеты, человечество не придумало. Перемещая костяшки, можно изучить состав числа, быстро освоить сложение и вычитание. Кроме этого, упражнения со счетами:

  • развивают мелкую моторику;
  • позволяют в игровой форме решать простые примеры;
  • улучшают память;
  • формируют уверенность и самостоятельность у ребенка;
  • стимулируют наблюдательность, усидчивость, сосредоточенность.

Счеты: игрушка или учебное пособие?

Какими должны быть счеты?

Выбирая счеты для детей, позаботьтесь, чтобы они подходили ребенку по весу, были выполнены эстетично, с цветовым выделением разрядов. В качестве материала идеально подходит дерево, постоянное соприкосновение с косточками вызывает приятные тактильные ощущения. Стержни должны быть надежно соединены с рамой.

С какого возраста использовать счеты?

Счеты следует начинать использовать тогда, когда ребенку исполнилось 3 года. В это время уже можно обучать числам от нуля до десяти. Когда новые знания усвоятся, следует усложнить задания. Если же малышу меньше 3-х лет, то он может просто играть со счетами, развивая таким образом мелкую моторику.

Как правильно считать на счетах?

Чтобы знать, как научить ребенка считать на счетах, освоить алгоритм счета сначала должны родители. Вот основные правила:

  • начинают откладывать косточки с нижнего ряда;
  • направление перемещения – справа налево;
  • при сложении вначале набирается одно число, а затем к нему прибавляются разряды второго;
  • если костяшек ряда не хватает, нужно использовать элементы, расположенные на один ряд выше.

Вычитание выполняется по такому же принципу, но начинается с верхних рядов.

Счеты: игрушка или учебное пособие?

Учимся сложению

Это самое элементарное действие, которое можно совершить на абакусе. Для примера возьмём арифметическое действие 14+24. Для начала выкладываем число 14: в первом столбце поднимаем четыре нижних косточки, а во втором лишь одну. Чтобы прибавить 24, нужно в столбце с единицами добавить четыре косточки, а потом две из нижней части опустить. Потом складываем десятки. Для этого во втором столбце поднимаем две нижних косточки. В итоге у нас получилось 38.

Учимся вычитанию

Для вычитания все действия нужно делать в обратном порядке и начинать необходимо с десяток. Возьмём пример 84-57. У десяток убираем пять косточек (поднимаем одну верхнюю). В единицах надо из 14 вычесть 7, выходит 7. Получается ответ 27.

Учимся умножению

В качестве примера возьмём 14*23. Сначала перемножаем десятки чисел (10*20=200). Выставляем на абакусе 200. Затем единицы первого числа с десятками второго 4*20=80. Потом десятки первого с единицами второго 10*3=30. В конце перемножаем единицы обоих чисел 4*3=12. Получается 322.

Учимся делению

Для примера разделим 42 на 2. Для этого мысленно поделим абакус пополам или, например, на две части относительно точки на нём. Справа выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа. Если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и так далее. Итак, нам нужно 42/2.  Выставляем справа число 42. В левой части будем писать ответ. Предлагаем писать его, начиная с крайнего левого столбца, чтобы, если вам попадётся число, при делении которого появится остаток, то для его записи были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 4, так как она кратна двойке и даёт полное число без остатка. Это будет 2. Набираем двойку в крайнем левом столбце. А в правой части отнимаем 4 из столбца с десятками, остаётся 2. Делим 2 на 2, получается 1. Набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 21.

Счеты: игрушка или учебное пособие?

Содержание и эффект обучения

Чтобы узнать, как считать на детских счетах, можно отправить сына или дочь в «Академию развития интеллекта SMARTUM». Быстро освоить данные алгоритмы могут дети и взрослые, посещающие занятия ментальной арифметикой. Древние китайские счеты абакус – инструмент, используемый в этой эффективной авторской методике. Абакус позволяет развить потрясающую скорость счета: ребенок учится считать быстрее взрослых и калькулятора!  Сначала ребенок передвигает косточки на счетах пальцами, а затем абакус становится ему не нужен для счета, достаточно просто представлять механизм работы абакуса про себя.

После прохождения курса появляется способность быстро производить арифметические действия в уме. Но это лишь дополнительный навык. Упражнения построены так, что оба полушария мозга получают одинаковую нагрузку, поэтому развивается творческая составляющая, возрастает скорость и интенсивность мыслительных процессов. Кроме этого, ментальная арифметика уникальна тем, что она:

  • универсальная и может быть применена при изучении каких-либо предметов в школе и ВУЗе, а также полезна в большинстве современных профессий;
  • дает возможность быстро усваивать и сортировать самые разнообразные данные, отмечая основное и выкидывая бесполезное. В наше время данное умение очень полезно, потому что мы каждый день обрабатываем большое количество информации;
  • дает ученику уверенность в своих силах, способствует нахождению новых хобби и товарищей, помогает стать более практичным и ответственным.

Счеты: игрушка или учебное пособие?

Игры со счетами

Дети 5–7 лет и более раннего возраста неусидчивы, одно и то же занятие им быстро надоедает. Специально заставить малышей учиться считать непросто, а вот играют они с удовольствием.

Самая очевидная игра со счетами – магазин. Вместе с детьми можно обустроить прилавок, нарисовать деньги и обслуживать покупателей. В процессе игры ребенку придется подсчитывать сумму, давать сдачу. Предложите использовать для этого счеты.

Из костяшек также можно выложить узор, предложить малышу посмотреть на него, а затем, через некоторое время, воспроизвести самостоятельно. Расширить объем памяти позволяют также специальные занятия, на которых изучаются техники запоминания.

Счеты – полезная развивающая игрушка, весьма бюджетный вариант домашнего учебного пособия.